О взрослении детей и родителей

Как нам повзрослеть. И как помочь нашим детям стать личностью.

Темперамент

Характер

Личность

Так что же такое темперамент, характер и личность?

Мы же с вами стремимся к тому, чтобы наш ребенок стал личностью....Так где это и про что это?

Представьте торт. Прямо как на картинке.

🧇Темперамент – это нижний слой. Мы его получаем с рождения. И он не изменен. Это биологическая часть.
Реактивные, рациональные, депрессивные, оптимистичные.

Что есть, то есть. Тут уж ничего не попишешь.
Как бы нам не хотелось, чтобы наш младший нытик не страдал над ворохом игрушек, а с бравым задором брался за дело… Увы и ах! Сие не поправить.

🧇Второй слой -это характер.
Характер формируется в нас с рождения и продолжается всю нашу жизнь.
Это темперамент + опыт. Что-то подсмотрено в детстве за родителями, к каким-то выводам мы приходим уже самостоятельно. Подростковый период очень показателен. Характер тогда акцентуируется – выделяется.
Разные направления выделяют +\- 10 типов характера.

Например, экспрессивно рассказывающая о событии дама, машет руками, много слов и эмоций и мало смысла – истероид.
А вдумчивый, скрупулёзный, сам в себе айтишник – шизоид.
Сдержанный, внимательный и при этом напористый и где-то даже довлеющий эпилептоид

И это не диагнозы. Это типы характера.
В одном человеке может наблюдаться черты 2-4 типов характера.

Например, я психоастенический эпилептоид (👽)

Зачем это знать?
Представим, что вы сильная и напористая и тревожная личность, а ваш ребенок собранный шизоид ( как бы обидно это не звучало... абстрагируйтесь, ученым лишь бы обозвать).
Вы вся в эмоциях, реактивная. Ребенка тащите в творческие направления. А ему лишь бы сидеть над модельками.
Периодами ребенок (а он все-таки сын своей матери) выдает супер-истеричную реакцию и хлопает дверью. Закрывшись в своей комнате.
Ваша тревожная часть выдумывает не пойми чего, вплоть до самого ужасного🤕.
А на самом деле: нужно себя успокоить, от ребенка отстать.
С ним все нормально! Он просто другой!

Итак, второй слой – характер. И он в принципе изменяем. Фактически характер, это инструмент, которым должен владеть каждый. Нужно знать про себя, что вам свойственно в той или иной ситуации. Порассуждать, какую из черт стоит в этой части применить.

И сюда пример ( ну вы поняли, что я люблю примерами).

У ребенка перелом.
😩Тревожная часть: «О ужас! Все плохо! Как же теперь?! И что же я!»,
а 🧐эпилептоидная: «Так, что сейчас надо сделать: Сейчас к врачу, потом надо вызвать такси. Все разрулила. Ну немного побухтеть надо».

Так вот, если на арену выходит только тревожная часть, то паникой можно накрутить себя до бесконечных высот. А если эпилептоидной, то все в раз разруливается.

🎂А что же такое личность?
Это все, что на двух предыдущих слоях + умение всем этим апеллировать.
Мысли, чувства, ощущения, навыки, смыслы, самоидентичность – это слаженный динамичный механизм.

Можно оставаться на уровне характера, а можно стать НАД ним – личностью.

Саморегуляция, адаптивность, гибкость, умение владеть собой, умение считывать других и не пытаться их изменить.


Задать вопрос в ТГ
Темперамент => Характер => Личность
Про разные типы характера
  • активность <=> пассивность и бездействие
  • направлен в социум <=> сфокусирован на себе
  • легко возбудим и быстро отходчив <=> сложно-раскачивающийся, зависающий
  • экспрессивный, агрессивный, буйный <=> спокойный, ровный
  • проявляет эмоции <=> копит в себе
  • открыт к общению <=> молчалив и замкнут

В зависимости от того, сколько того или иного качества плеснётся в сосуд нашей личности – и получается неповторимый характерологический коктейль
Тревожно-сомневающийся
перейти
Напряженно-авторитарный, взрывной
перейти
Демонстративный, все внимание на него
перейти
Неустойчивый маятник
перейти
"быть как все"
перейти
Замкнутый
перейти
Ленивый Емеля на печи
перейти
Возбужденный
перейти

О разных типах характера

Напомню, частично, мы получаем те или иные черты от родителей. В большей мере, мы меняемся из-за жизненных обстоятельств и опыта.

В детстве набор привычек и реакций чаще всего будут родительские.
Поэтому-то нас так раздражают некоторые черты наших детей. Это намек на ту вашу черту характера, которая вам не нравится в себе.
Ребенок может взять у мамы или папы такие же реакции на стресс.
Долгие годы я реагировала на стресс агрессией, что свойственно эпилептоиду, коим является мой папа.

Бывает, что ребенок не копирует реакции взрослого, но ваши проявления, вызывают соответствующий ответ.
Например, ваша реакция на стресс: «Ты где был! Это что такое? Как ты себя ведешь?! Зачем так мать пугать?!» Эмоциональная, агрессивная, много тревоги. В зависимости от той основы, которая присуща вашему ребенку, может поспособствовать развитию черт:
шизоида - уходить в себя, не понимать подобного всплеска чувств. Маму ранить нельзя.
тревожного астеника – накручивать себя, видеть свою вину во всем. Испытывать постоянное чувство стыда.
истероида – если вы очень картинно и живо заламываете руки. Требуете внимания к себе
любой типаж с эмоциональной чувствительностью, от такого материнского эмоционального напора, может поменяться.

Но, от одного раза изменений не будет, конечно. Повторение и постоянство

В первую очередь обратите внимания на противостояние стрессу. Позитивность и активность психики или наоборот депрессивно-астенические нотки в характере вашего ребенка.

Слабые стороны могут стать зоной роста. Но, еще раз подчеркну, что двигать в позитивном направлении нужно с учетом слабостей характера и реакций на стресс

Например, тихий, размеренный шизоид. Которого вам хочется растормашить. Взять на слабо: «Ты чего ему не ответил. Надо было высказаться. Ты же мужчина!» - с большой долей вероятности закроется еще больше. Для активной реакции нужна внутренняя агрессия. А им она не свойственна.

Детки с малым количеством внутренней энергии и инициативности не могут ее перенять от ваших напутствующих слов и ваших примеров. «Посмотри, у меня 2 высших образования! Посмотри на Петю, ведь он может!». БУДЕТ СТУПОР И СТЫД! Только из его личного опыта!

Если ваш ребенок эмоционально-чувствителен, реагирует живо на слова, ситуации – то, по утверждениям, специалистов может просто перенять разные типажи.

А вот ярко-выраженные гипертимы, эпилептоиды, истероды – реже этому подвержены.

Как и тревожный не может сочетаться с позитивным гипертимом или не чувствительным к другим эпилептоидом

Меняйтесь сами и помогайте меняться ребенку.

Очень сложно меняться и чаще всего в себе они не признают в себе этих черт: истероиды (нарцисс не может быть не идеален), эпилептоиды («все остальные плохие, они ответят за это»), шизоиды («мои расчеты верны, вам меня не переубедить»). Ребенка можно и нужно подкорректировать, а вот у взрослых остается только принять и знать, как действовать.
Наверняка есть черты еще како-то характера, значит, можно развивать и их сильные стороны.

В комментариях расшифрую, какие могут сочетаться, а какие по средствам картинок.

Задать вопрос в ТГ
«Быть как все»

ОПИСАНИЕ
Не выделяются, ровные. Уравновешенные
Соглашаются со всем. Но, подпав под влияние более сильной группы, легко переметнутся
Помните старика из «Сказки о золотой рыбке».

ОБЩЕНИЕ
Они легко мимикрируют под среду. Поэтому, в той группе, которая в данный момент его – он будет своим. Он зеркало. Попал в среду, где других травят и станет таким. А если среда благоприятная – со всеми под флагом «чистых помыслов»

СТРЕСС
Все новое для них - стресс. Им требуется время на адаптацию. Уловить окружающую среду. Подстроится. Но в момент стресса они очень растеряны. Буквально утрачивают опору.

СЛАБЫЕ СТОРОНЫ
Несамостоятельны
Зависимы
Безвольны
Отсутствие критического мышления
Ведомы




СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ
Дружелюбны
Покладисты
Не конфликтны

ВОСПИТАНИЕ

Если вы видите, что ваш ребенок эдакий «флюгер», без пригляда его не оставляйте. Будьте в курсе той среды. Приглашайте друзей к вам. Присматривайтесь к личности его друзей.

А в ребенке стоит развивать самостоятельность. Умение высказать свое мнение.
Он не чувствует разницы между ним и средой.
Поэтому много внимания нужно уделять фокусу на его личность. Хвалить и поддерживать, не перебивать, давать ему право высказаться первым. Сделать первый шаг. И поощрить его в этом.

Задать вопрос в ТГ


КОНФОРМНЫЙ


ОПИСАНИЕ

Он не хочет ничего делать. Непослушные, не хотят учится.
Не слышат, что нужно соблюдать какие-то правила приличия.
Лень в этом характере особая. Она не апатичная.
Подобный тип характера порожден попустительством родителей. «Хочешь так? Ок. Хочешь эдак? Ладно». ЛИБО если ребенку нет смысла думать, за него все порешают.
Родитель не дает ориентиры, и ребенок растет «как трава».
Т.е. ребенок ленив не от бессилия, а от непонимания последствий. Он человек минуты, секунды. Вот прямо сейчас. А что дальше?.... Нет у него такой категории.

ОБЩЕНИЕ
Позитивный, легкий
Просто сходится с людьми.
Открыты
Пофигисты
Не испытывают привязанности и глубоких чувств. Не могут любить и дружить.

СТРЕСС
Плохо переносят одиночество.
Без чужого контроля вляпываются в истории.
В детстве могут не видеть всей глубины и значимости соделанного ими. Ими вроде как наплевать.
Многолетние наблюдения за людьми такого характера, увы, показывают, что среди них много алкоголиков и наркоманов. Либо они и во взрослой жизни сидят на чьей-то шее. Жена спасет о игромании, мать кормит и ищет работу, престарелый отец – закупает продукты.

СЛАБЫЕ СТОРОНЫ
Отсутствие чувства долга, ответственности
Безбашенность, Безрассудство
Трусы, лицемеры, вруны




СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ
Легкие
Веселый беззаботные
Некритичны

ВОСПИТАНИЕ
С ними сложно, так как кажется, что все об стенку горохом. Совсем отпустить нельзя, чрезмерно контролировать – тоже.
Фокус на развлечение, наплевательский подход на всех и вся заметен у детей достаточно рано.
Их, что называется, ничего не парит. И можно подумать, что классно – малыш на позитиве. Но присмотритесь к тому, как вы с ним взаимодействуете: попустительство или гиперопека?...

Нужно их учить соблюдать режим дня. Идти по списку дел. Проговаривать ответственности.
Спрашивать про последствия. Этические нормы.
Учить дружить. Развивать эмпатию.
Вообще, очень сложный тип и слабо поддается коррекции уже в 12-14 лет. В подростковом возрасте часто асоциальное поведение.
Учите ребенка жить среди людей и обсуждайте: «Если ты так сделаешь, то что будет?»
Даже Емелю в сказке удалось "поднять", для этого ему нужно было внутренне повзрослеть.
Особое внимание родителей должно быть на то, что нужно дать определенную долю самостоятельности под контролем. И помнить, что смысловые выводы - его слабая сторона. Наполнять, и наполнять, и закладывать смыслы.

Задать вопрос в ТГ

НЕУСТОЙЧИВЫЙ


(неустойчивый, маятник)

ОПИСАНИЕ
Циклические изменения настроения. Погода прекрасная, все хорошо. На следующий день что-то изменилось, и он темнее тучи. Кажется, что человек в депрессии.
При спаде они не могут себя собрать, забрасывают дела. Они становятся чувствительны к каждому слову. Но, когда все прекрасно – они инициативны, деятельны, общительны, буквально рвутся в бой.
Они не терпят подколы, шуточки и критику на свой счет. Больше всего их ранит – эмоциональное отвержение. Молчание, игнор близкого человека. Или, когда близкие обещают и не делают.
Они достаточно отзывчивы, помогут, если их просишь. Но на себе ездить не дадут. Если кто-то чрезмерно вклинивается в их пространство, молчать не будут. Среагируют достаточно резко

Детки циклоиды очень нуждаются в добром слове родителей. И при резких, негативных словах буквально вянут. Они очень чувствительны к конфликтам в семье. Раздоры между мамой и папой ранят их, могут заболеть.


ОБЩЕНИЕ
Так же непостоянны. То хотят общаться, то уходят в затворничество.
Они нуждаются в поддержке окружающих, в теплом слове. Без внимания они вянут. Но это не то внимание, которое нужно демонстративным истероидам. Доброе слово, участливое слушание.

Циклоиды прекрасно разруливаю стычки в компаниях и семье. Они улавливают эмоции одной и другой стороны.

СТРЕСС
От стресса замирают. Не могут двигаться, собраться. Бессилие. Начинают болеть.
Становятся вялыми и сонливыми. Не могут вытащить себя из кровати.
Прячутся в свою маленькую раковину.
Им нужна помощь, чтобы оттуда вылезти

СЛАБЫЕ СТОРОНЫ
Чувствительны к упрекам и обвинениям
Плохое настроение сказывается на здоровье
Скачет работоспособность
Другим сложно понять эту переменчивость настроения и общительности
Нестабильная самооценка
Нестабильность во всем: деятельности, общении, проявлениях, внутренней энергии – его особенность и слабая сторона





СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ
В периоды подъема – деятельны, активны, общительны.
Душевны
Отзывчивы
Добрые
Принимающие
Понимают других
Фантазеры
Начитаны
Огромное количество интересов и широкий кругозор

ВОСПИТАНИЕ
Настроение, активность, достижения, стремления – все зависит от атмосферы в доме ребенка.
Внешние стрессоры на них тоже влияют, но дом – это опора для него.

Ребенку нужно показывать, что вот такой у него переменчивый тип. И иметь крепкий пул позитивных факторов, ситуаций, подсказок, помощников, чтобы он мог к ним обратится.
Тогда, со временем, он научится не загонять себя в чувство вины, когда все плохо. А это очень свойственно для них, они себя всегда накрутят, обвинят, застыдят. И поднимать себе настроение позитивными маркерами.

Им нужно о ком-то заботится. Домашнее животное – очень помогает.
Хобби не постоянны. И во взрослой жизни они могут гореть одним делом, потом !БАЦ! и новое образование, новая профессия. Они опять на подъеме.

Их нельзя игнорировать. Будете холодны к ним - и их придется вытягивать из еще большей эмоциональной ямы. Им надо в моменте дать поддержу и далее на подъеме он выкарабкается сам и шагнет на более высокий уровень.

Они не нуждаются в постоянной похвале, им нужна объективная оценка их деятельности. Но им нужна теплота отношений, близость и душевность. Поэтому они очень ранимы, если родители дают тепло только за деятельность (условная любовь). Они нуждаются в любви безусловной и в поддерживающих оценках их достижений.
Помогайте разбираться со своими негативными чувствами. Ребенка нужно научить видеть причины. Сейчас боюсь чего-то, а здесь что-то расстроило, тут я в растерянности. Конкретика помогает сократить фазы спада. И научает ребенка саморегуляции.
Саморегуляция психического состояние – основной упор

Задать вопрос в ТГ
ЦИКЛОИД


(демонстративный)

ОПИСАНИЕ
Всегда должен быть в центре внимания
Эгоцентричны
Выделяются внешне: одежда, прическа
Шумные, громкие, эмоциональные


ОБЩЕНИЕ
Легко идут на контакт.
Манипулируют чувствами других. Люди для них – функции. Каждый «друг» нужен для чего-то. Обязательно есть тихий и молчаливый друг, перед которым ему периодически надо погарцевать.
Если друг вдруг проявит какой-то голос или где-то выделиться, общение прекратиться. На время или на совсем

СТРЕСС
Ревностно относятся к тому, что внимание будет обращено на кого-то другого. К игнорированию и не понимают иронии на их счет

Реагируют на это очень ревностно: истерики, слезы, уходы из дома, обещания выпрыгнуть из окна, порезать себе вены и прочее. Могут ввязаться в драку, сломать себе что-то, если ему показалось, что его личность не оценили в какой-то ситуации.


СЛАБЫЕ СТОРОНЫ
Лживость
Позерство
Эгоцентризм, отсутствие эмпатии
Ленив, избегает сложностей
Видимость и поверхностность
Самооценка – как бы это странно не звучало. Но истероид такой потому, что он очень боится разоблачения. Ужасно сомневается в себе.
Ему надо срочно задавить всех своей напускной грандиозностью лишь бы не догадались, что за фасадом пустота.





СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ
Упорство
Инициативность
Коммуникабельность
Фантазеры

ВОСПИТАНИЕ
Истероид подпитывается соответствующим воспитанием. Он кумир семьи. Либо продолжение мамы-истероида

Другие ведутся на его истерики и манипуляции – и он будет раскручивать эту спираль.
С малышами в момент истерики важно понять, что ему нужен зритель. Если вы выходите, и ребенок замолкает, значит все было ради ваших реакций.
Перестал истерить, спокойно разговариваем. Присутствуем. Не ругаем. Был выплеск эмоций, теперь все идет своим чередом.

4-7 лет уделяйте много развитию эмпатии. Хвалить за добрые дела. Подчеркивать его грандиозность в важных, нужных и добрых заботах о других. Он не будет это делать ради помощи, ради похвалы сначала. А потом, глядишь, интеллект дорастет до смыслов

В нем нет альтруизма. Он делает все только ради себя.

Так как он большой манипулятор, не потакайте его желанию получить что-то окольными путями, поощряйте прямые просьбы, обоснования, доводы.

Работа над самооценкой. Акцент на личный вклад. Не высосанное из пальца и нафантазированное, а реальное.

Найдите место (кружок, секцию), где истероид покажет себя во всей красе. Они, конечно, же замечательные актеры, участники мероприятий и представлений.

Дома их нельзя игнорировать. Надо выслушать, быть в курсе его дел.

Задать вопрос в ТГ
ИСТЕРОИД


(Тревожно-сомневающийся)

ОПИСАНИЕ.
Повышенная чувствительность и нервно-психическая слабость. Крайне остро реагируют на стресс и плохо проживают любые психологические нагрузки.
Пониженная энергия (они все какие-то вялые, слабенькие, без энергии).Нерешительность, робость, безынициативность. «Серая мышка» и «мамин хвостик». Вечно сомневающийся, недоверчивый к себе и другим. Порядочный, правильный.

ОБЩЕНИЕ
Новые люди для них стресс. Они будут долго присматриваться. Но если уж сдружились будут очень верными.Они очень зависимы от похвалы, нуждаются в добрых, поддерживающих словах. Привязываются к тем, кто добр. Въедливо, зависимо. Повышенная утомляемость. Из-за вечного состояния тревоги ни на что другое уже просто не остается энергии. Поэтому, сразу падает внимание. Плохо учатся тревожные дети из-за тревог. А не из-за слабого интеллекта. Про них часто говорят, что он умненький, но ленится. Не ленится, а физически не может себя собрать!
Любой негативный отклик роняет их самооценку очень глубоко. А вот позитивный лишь слегка приподнимает. Их нужно подпитывать постоянно.

СТРЕСС
У них всегда много страхов и переживание. Боятся темноты, новой обстановки, незнакомых. Особенно плохо себя чувствуют в новой обстановке. Даже, если произошло, казалось бы, незначительное изменение – ему нужна адаптация. Чувствительны к шуму, резким звукам. Стресс их парализует, надолго выбивает. И будто их нужно собирать с нуля.

СЛАБЫЕ СТОРОНЫ
У них что-то постоянно болит, колет, мешает. Теряются в новой ситуации. Подвисают в ситуации выбора. Много фобий и страхов. Они просто постоянно его сопровождают. Низкая самооценка. Проваливаются в зависимость на раз (поэтому не делать за него!)

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ
Старательны в учебе. Не ругаются. Придерживаются правил. Ревностно относятся к справедливости. Развитый интеллект. Желание самосовершенствоваться. Доброжелателен к людям. С богатым внутренним миром


ВОСПИТАНИЕ

Родителям нужно быть крайне аккуратным с этими ранимыми цветочками.
К ним часто испытываешь раздражение, потому что они реально просто выматывают своим нытьем и вечными страхами. Хочется рявкнуть: «Да хватит уже! Да соберись ты, в конце концов».
Но НЕЛЬЗЯ! Иначе ко всему прочему добавиться еще чувство вины, что он не такой каким хочет видеть его мама.
Обращаю ваше внимание, что с ними это не работает.

Они боятся критики, наказания и гонки за результатом.
Им нужны мегатонны поддержки постоянно: просто посидеть, обнять, угостить, посочувствовать.
Конечно, много похвалы. Даже за мелочи.
Они любят постоянство. Им важны ритуалы. Утренние, вечерние, семейные.
Много слов: «Я люблю тебя», «Как здорово, что ты у нас есть»

Они очень чувствительны к конфликтам в семье. Поэтому, если вы конфликтуете с супругом, ваш тревожный ребенок начнет выдавать постоянную психосоматику.

Он не очень открыт друзьям. Заводит их плохо. Всегда в хвосте. Поэтому, в ваш дом обязательно должны приглашаться сверстники.
Помните, что они жуткие трусишки. Учить их справляться со страхами. Они будут новые чуть ли не еженедельно. Им важны амулеты, якорьки связи с вами, ресурсные вещички и прочий антураж

Развивать самостоятельность в обычных делах. К первому классу он должен уметь все собрать, себя одеть, пропустить через себя все ситуации забытых ручек, тетрадок и просьбы выйти до мелких нюансов.

Учить разбираться со своими негативными чувствами. Делиться ими, обсуждать с вами.

Учить их держать фокус на режиме дня.
Они абсолютно не спортивны. Но спорт им нужен для укрепления психики. Так, что микро тренировки дома. Но должны быть.
По своей знаю, иногда нужно пропить курс магния. Их нужно учить расслаблению.

Короче, из-за их тонкой душевной организации - наша задача дать им в детстве пул знаний о себе, где они справились и преодолели. И желательно это сделать до 11-12 лет. Чтобы максимально укрепить до подростковых качелей.

Задать вопрос в ТГ
АСТЕНИК


(Напряженно-авторитарный, взрывной)

ОПИСАНИЕ

«Копит, копит, а потом каааак рванет!» это про эпилептоида.
Кажется, что они взорвались по какой-то мелочи, на самом деле это что-то стало последней каплей.
Кажется серьезным и сдержанным.
Все должно быть стабильно и по порядку. По правилам, которые сложились в голове у эпилептоида. Причем, обязательно этих (его) порядков должны придерживаться и окружающие.
Авторитарен.
Мрачные и гневливые.
Они постоянно чем-то недовольны и кажутся раздраженными

Для них важны достижения. Где-то победить, кого-то обойти.
Фокус на собственные вещи , кошелек, еду и здоровье.


ОБЩЕНИЕ

Требовательны и деспотичны. Людям с ними сложно. Их мнение главенствующее.
Их гневливость и взрывоопасность может отпугивать. На первом месте всегда будет их интерес, их выгода.
Часто в обществе эпилептоиды веду себя согласно нормам и правилам. Подстраиваются под окружение. Терпят. Но вот дома превращаются в тирана. Чем доводит родителей. Истериками, капризами, требованиями


СТРЕСС

Почти всегда это агрессия.
Обидели, испугался, почувствовал собственную слабость – значит, надо найти того, кто слабее и скинуть этот стресс.

СЛАБЫЕ СТОРОНЫ

Человек-конфликт
недовольство
обиды
агрессивность
ищут более слабых в коллективе, отыгрывают на них свое напряжение



СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ
упорство
трудолюбие
внимание к своему делу
контроль деталей
упорно идет к цели
бережлив
надежен

ВОСПИТАНИЕ

Какие бы благоприятные условия вы не создали, психика эпилептоида устроена так, что он найдет от чего раздражиться.
Если вы заметили деспотичные черты эпилептоида в ребенке, не откладывайте до подросткового возраста.
Уже в 13-14 лет этот тип сложно поддается корректировке.

С ним бесполезно разговаривать из мягкой позиции. Бесполезно конфликтовать, это его питательная среда.
Вам нужно показать свой авторитет. Если он чувствует авторитет, (но не власть над собой), вы с ним поладите. Суровый, сдержанный голос, минимум экспрессии. Вы задаете правила. А вот правила – это то, что для него святое.
Кстати, со своими правилами не лезьте в его жизнь. Получите просто неудержимую волну агрессии.

Помогать ему агрессировать без нанесения вреда – это то, что нужно делать уже в 5-6 лет.
Это будет почти постоянный процесс. Учить контролировать свой взрывной характер, но не наставлениями. А правилами!

Помогайте ему развиваться в рамках своих интересов. Спорт, достижения, медали, работа над построением собственного здорового тела.

У эпилептоида обязательно должно быть свое пространство, ему надо чем-то владеть/чем-то распоряжаться. Но его нужно подключать постоянно к участию в общих делах. Помогать семье, знать свою роль в семейной иерархии, нести свои ответственности и знать, что он часть целого семейного организма. ОБЯЗАТЕЛЬНО! Иначе эгоизм и деспотичность.
Учить заботе об окружающих людях, не только родных.

Задать вопрос в ТГ
ЭПИЛЕПТОИД


(Замкнутый)

ОПИСАНИЕ
Замкнутый. Сам в себе. Никого не беспокоит. Родителям с ним удобно. Часами занят возней с игрушками, поделками. Им не очень интересно быть в кругу других детей.
Не скучают в одиночестве.
Его богатый внутренний мир всегда найдет ему увлечение.
Внимателен к словам взрослых.
Вообще, они более чувствительны к словам. И абсолютно не умеют считывать невербалику. Что там у вас с позой и на лице им не важно – вся эта эмоциональность как «белый шум»

Абсолютно безинициативен. Действовать – это не про него. Рядом с ним может происходить нечто буйное, яркое, но он просто подвинется, чтобы пропустить это.
Он не лидер. У него нет потребности что-то доказывать кому-то. Добиваться чего-то.
Он лучше посидит тихонечко и повозится с тем, что его волнует. Его увлечения обычно не понятны окружающим. Нечто экзотическое.
Шизоиды - мечтатели. Если вы себе представите эдакого «сумасшедшего профессора», который в своем мире науки никого не замечает – это 100% шизоид

ОБЩЕНИЕ
Его слабая сторона.
Общение с другими его не интересует. И он может быть очень холодным. Равнодушным. Его не будет волновать чужая беда, пока ему не укажут. Да и в принципе, он не будет понимать: а чего это человек сейчас так «париться». Окружающим может казаться жестоким, эгоистом.
«Информацию не вытащить клещами». Друзей узкий круг. Им удобно общение на расстоянии.

СТРЕСС
Раним, если его идеи не поддерживаются. Он ответит игнором, жестокой холодностью и отчуждением. Замкнется.
Отсюда много психосоматики.
Ребенок-шизоид скорее заболеет, чем скажет, что его что-то беспокоит.
Он замирает в момент стресса. Причем во всем. Все его движения будто становятся короткими, механистическими. При этом, в благоприятной для него среде, в его движениях много мелкой моторики, внимания к мелочам.
Если его пнут, обзовут в социуме - он прямо буквально подвиснет. Если его девушку обидят хулиганы, он будто и не заметит. 🤷🏼‍♀️
Головные боли - частые спутники шизоидов




СЛАБЫЕ СТОРОНЫ
Как уже сказано выше – коммуникации.
Он не очень умеет читать эмоции других людей.
Эмоциональная холодность
Сопереживание и эмпатия – это вообще не про него
Эгоизм, фокус только на себя.
Жестокость


СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ
Устойчивость интересов, рассудительность, серьезность, неприхотливость в быту.
Внимание к деталям, педантичность.
Его невозможно отвлечь, если он во что-то погружен. Умение сфокусироваться – одна из сильнейших черт.
Спокоен

ВОСПИТАНИЕ

Они очень чувствительны к нарушению личного пространства. Не физического. А внутреннего мира. Ваше неосторожное слово типа: «Немедленно признайся, я знаю, что ты врешь. Вот ты в прошлый раз не сказал сразу…» - и он решит закрыться от вас совсем.
Ему будет: «Все нормально» во всем.
НИКАКОЙ ГИПЕРОПЕКИ! Иначе усугубите отчужденность.

Вам придется мириться с его таким чертой "быть в себе" и не лезть в душу.
Сдвинуть, зажечь в нем инициативу – невозможно. Вы просто станете врагом. И это будет тот случай, когда он покажет свою агрессию.
Детям шизоидам нужно показывать, как проживать эмоции. Развитие эмоционального интеллекта. Тетрадка с эмоциями для него сложнее, чем задачки по математике.

Для него принципиально, чтобы ему дали свободу в процессе деятельности. Он сделает ее нарочито скрупулёзно. Но вот навязывать ему, что игрушки нужно сложить так-то – не стоит. У него своя система ориентиров.
Ему нужно напоминать об ответственностях. А как он их сделает – не должно вас волновать.
С ним надо говорить «с глазу на глаз». Он закроется после разбора своей личности на семейном совете или общих осуждений: «Папа, а ты знаешь, Петя сегодня не сделал то-то и то-то. Да, Петя?».

Детям-шизоидам надо помогать налаживать контакт с другими детьми. Обращать его внимание на эмоции других людей. Прикупите настольные игры для развития эмоций.
Он может так и не научиться читать эмоции других, но по крайней мере очень важно до него донести, что у других бывают чувства.
Иначе его будущая семейная жизнь может очень усложниться.

Задать вопрос в ТГ
ШИЗОИД


(ВОЗБУЖДЕННЫЙ)

Повышенное настроение, много энергии. Активный. Жаждет общения.
Делаю много дел одновременно.
Импульсивны, не сдержанны.
Делают все на бегу.
Им не свойственен внимательный подход учебе ( им плевать на оценки).

Главное здесь и сейчас делать то, что интересно в моменте.
Они легко переключаются на новые виды деятельности. Легки на подъем.

ОБЩЕНИЕ
Они легко заводят друзей. Активно общаются со всеми. Кажется, что у них всегда хорошее настроение. Человек на позитиве. Оптимистичен. Бывает раздражителен и агрессивен.
«Попрыгунья-стрекоза» и «Душа компании» , в будущем «все будет классно». Даже, если никаких оснований для этого нет.

СТРЕСС
На неудачи реагирует бурно, может злиться. Но они не выбивают его из колеи.
Всегда найдет позитив

СЛАБЫЕ СТОРОНЫ

Рассеянное внимание
Отсутствие целеустремленности
Сложности с мотивацией
Легко бросают дела (всегда много хобби в арсенале)
Они болтуны и балаболы, в плане, что человеком-дела они не являются. Много наобещают, ничего не сделают.
Поверхностно относятся к дружбе. Легко переключаются на других «друзей» , чем могут очень сильно обидеть.
Они не понимают, что можно грустить из-за чего-то. «Подумаешь, пошутил. Мне бы было все равно»
Подростком легко могут влиться в не очень хорошую компанию.





СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ

Конечно же, его неуемный позитив. Он легко может зажечь других ребят. Вовлечь в какое-то общее дело. Об него буквально хочется заразится этой энергетикой. И побежать с улюлюканьем.
Со здоровьем обычно не бывает проблем. Цветет и пахнет! Прекрасный аппетит, хороший сон.
В принципе он достаточно адекватно оценивает свои силы. Не будет выпячивать, если не в его возможностях. Если он что-то не сделал, как обещал, то только из-за резкого переключения внимания.

ВОСПИТАНИЕ
Так как неуемной энергии масса, а внутреннее внимание, анализ и контроль – не сильная сторона гипертимов, то именно сюда нужно направить акценты в воспитании.
Энергию направить в нужное русло.
Уделять внимание ребенка этическим нормам и морали! Сам он не сделает эти выводы. И в последствии может казаться человеком беспринципным.
Не стоит ограничивать его энергию и замедлять под себя. Столкнетесь с колоссальным сопротивлением. Вообще, ваша директивность приведет только к яркой борьбе за самостоятельность
Обязательные секции и кружки. И нет смысла ругать за то, что он бегает с одной секции на другую.
Фокус воспитания на развитие самоконтроля, анализа и самодисциплины (поэтому спорт).
Усидчивость, терпению. Правила обязательно должны быть в семье. И нужно напоминать гипертиму их соблюдать.
Помогать ставить цели, но он будет мыслить, как Наполеон, помогаем увидеть другие цели ближе.
Обсуждать и анализировать сделанное. Но он не любит монотонных речей. Коротко, резко по существу.
Будете нудеть – учтите, связь с космосом будет потеряна уже на 3й минуте.
Развивать эмпатию и внимание к людям, которые с ним взаимодействуют.
Знакомьтесь с друзьями гипертима. Иначе может вляпаться в что-то асоциальное.

Задать вопрос в ТГ
ГИПЕРТИМ

Акцентуация в подростковом возрасте!

Мы с вами пройдемся по 8ми типам характера.
Важно помнить, что чистые типы встречаются редко. И часто в нас сочетаются 2, реже 3 типа, характера. У детей тоже чистый тип встречается редко, но какой-то явно выпячивается.
А в подростковом возрасте какой-то из типов характера даже акцентуируется. Обостряются его яркие черты. Тихий подросток становится еще более замкнутым, экспрессивный – во всем фонтанирует, все у него становится гипер.

Акцентуация дело временное, и как правило, к 22-25 годам все более-менее стабилизируется.
Но! В подростковом возрасте крайне важно быть с ребенком и помогать ему в моменты вот таких ГИПЕРпроявлений.
Степень выраженности характера условно специалисты делят на 3 уровня:

адекватный уровень – характерные черты видны, есть смешение. Проявлены так, чтобы не мешать ни обладателю сего характера, ни окружающим

акцентуированный – это наши обостренные подростки. Например, агрессивность и вспыльчивость мешает и обладателю характера и отталкивает окружающих. Этот уровень еще поддается коррекции.

паталогический уровень – тот уровень, когда черты характера приводят к разрушающим ситуациям. Как для личности, так и в социуме. Это, как вы понимаете, уровень психопаталогии.

Почему родителям нужно знать о 3х уровнях? 👆

Именно в подростковом возрасте, если не скорректировать те или иные проявления,

ребенок может уйти на паталогический уровень.

Многие расстройства личности начинают проявляться в 12-13-14 лет.


Мне не раз приходилось отправлять ребят к психиатру. К сожалению, родители откладывают визит к доктору. И если в 11-12 лет изменить ситуацию проще, в 14-16 – сложнее. А в 16-17 психиатром может быть диагностировано уже расстройство личности.
Поэтому, если подростку рекомендуют консультацию психиатра, не откладывайте.

Сложно-контактирующий ребенок – постепенно отказывается от общения с внешним миром – становится затворником, полностью исключает контакт. Не заводит отношения, уходит в себя и так далее.

Аналогично и с другими типами характера.

Названия типов характера могут даже напомнить вам о том, что вы слышали то или иное психическое расстройство со схожим названием.
Шизоид, параноик, истероид …..
Но не пугайтесь. Мы с вами говорим о характерах, норме!

Задать вопрос в ТГ
темперамент => характер => личность
Осознание последствий своих действий
возраст 7-12 и 12-17
В свете последних новостей, когда подростки творят всякую дичь, поведясь на мошенников, мне хотелось бы посвятить несколько постов пониманию последствий у детей.
А способен ли вообще наш ребенок «понимать» так, как хотим этого мы? «Понял ли ты, что ты натворил ?»

Начнем с психофизиологии.

Способность осознавать последствия — сложный навык, который формируется поэтапно. У меня в блоге мало родителей дошкольников (пишите, если нужно пояснить), опишу только школьников.

Младший школьный возраст (7-12 лет)

В этом возрасте 7 лет, формируется произвольность — умение управлять своим поведением и следовать правилам. Ребенок начинает осознавать прямые последствия для себя самого. Он понимает: "Если сунуть руку в огонь — будет ожог и больно". Но! Он все еще не может ставить себя на место другого.
Ключевой принцип: Ребенок понимает связь причины и следствия, но 🤯 абсолютно не понимает связи следствия и причины. Простой пример, который у вас точно был:

Ситуация: Плохая оценка в дневнике
1. Движение от причины к следствию
Вы говорите: «Если ты не выучил стихотворение и не готов к уроку (причина), что может произойти?»
Ребёнок легко отвечает: «Я получу двойку!» (следствие).
2. Движение от следствия к причине (здесь у ребёнка возникают трудности)
Вы показываете на двойку в дневнике и спрашиваете: «Как ты думаешь, почему ты получил эту двойку?» (следствие).
Ребёнок придумает 150 причин типа:
«Учительница ко мне придирается», «Я не знаю», «Меня Вася отвлекал».


2. Движение от следствия к причине (здесь у ребёнка возникают трудности)
Вы показываете на двойку в дневнике и спрашиваете: «Как ты думаешь, почему ты получил эту двойку?» (следствие).
Ребёнок придумает 150 причин типа:
«Учительница ко мне придирается», «Я не знаю», «Меня Вася отвлекал».
И он над вами не издевается просто для того, чтобы из такой позиции назвать причину нужен анализ, сопоставление данных, самокритика. А именно с этим туговато еще.
Здесь очень важно, как именно родитель формирует понимание причинно-следственных связей. Об этом тоже расскажу.

Подростковый возраст (12-16 лет)

Это самый противоречивый этап. С одной стороны, мозг подростка уже формирует способность осознавать последствия для окружающих. Но его способность к анализу последствий физиологически ограничена.
Лобные доли мозга, отвечающие за анализ, планирование и принятие решений, находятся в стадии активного развития (до 20лет).
Это значит, что в ситуациях, требующих быстрого подключения логики, самоконтроля и прогнозирования, мозг подростка может просто не справляться с нагрузкой. Именно на это «немедленно», «только сейчас» и ловят ребят мошенники. Заливая ребят эмоциями: страха или восторга.

Еще для подростка свойственна уверенность в том, что он — исключение, и законы природы/судьбы к нему не применяются. «Со мной ничего не случится/ Это точно не про меня». И это тоже, на что цепляют ребят.

Ключевой принцип: Верит в свою неуязвимость, действует на эмоциях, не способен быстро включить логику

Задать вопрос в ТГ
вопрос
ФОТО
Made on
Tilda