Так что же такое темперамент, характер и личность?
Мы же с вами стремимся к тому, чтобы наш ребенок стал личностью....Так где это и про что это?
Представьте торт. Прямо как на картинке.
🧇Темперамент – это нижний слой. Мы его получаем с рождения. И он не изменен. Это биологическая часть.
Реактивные, рациональные, депрессивные, оптимистичные.
Что есть, то есть. Тут уж ничего не попишешь.
Как бы нам не хотелось, чтобы наш младший нытик не страдал над ворохом игрушек, а с бравым задором брался за дело… Увы и ах! Сие не поправить.
🧇Второй слой -это характер.
Характер формируется в нас с рождения и продолжается всю нашу жизнь.
Это темперамент + опыт. Что-то подсмотрено в детстве за родителями, к каким-то выводам мы приходим уже самостоятельно. Подростковый период очень показателен. Характер тогда акцентуируется – выделяется.
Разные направления выделяют +\- 10 типов характера.
Например, экспрессивно рассказывающая о событии дама, машет руками, много слов и эмоций и мало смысла – истероид.
А вдумчивый, скрупулёзный, сам в себе айтишник – шизоид.
Сдержанный, внимательный и при этом напористый и где-то даже довлеющий эпилептоид
И это не диагнозы. Это типы характера.
В одном человеке может наблюдаться черты 2-4 типов характера.
Например, я психоастенический эпилептоид (👽)
Зачем это знать?
Представим, что вы сильная и напористая и тревожная личность, а ваш ребенок собранный шизоид ( как бы обидно это не звучало... абстрагируйтесь, ученым лишь бы обозвать).
Вы вся в эмоциях, реактивная. Ребенка тащите в творческие направления. А ему лишь бы сидеть над модельками.
Периодами ребенок (а он все-таки сын своей матери) выдает супер-истеричную реакцию и хлопает дверью. Закрывшись в своей комнате.
Ваша тревожная часть выдумывает не пойми чего, вплоть до самого ужасного🤕.
А на самом деле: нужно себя успокоить, от ребенка отстать.
С ним все нормально! Он просто другой!
Итак, второй слой – характер. И он в принципе изменяем. Фактически характер, это инструмент, которым должен владеть каждый. Нужно знать про себя, что вам свойственно в той или иной ситуации. Порассуждать, какую из черт стоит в этой части применить.
И сюда пример ( ну вы поняли, что я люблю примерами).
У ребенка перелом.
😩Тревожная часть: «О ужас! Все плохо! Как же теперь?! И что же я!»,
а 🧐эпилептоидная: «Так, что сейчас надо сделать: Сейчас к врачу, потом надо вызвать такси. Все разрулила. Ну немного побухтеть надо».
Так вот, если на арену выходит только тревожная часть, то паникой можно накрутить себя до бесконечных высот. А если эпилептоидной, то все в раз разруливается.
🎂А что же такое личность?
Это все, что на двух предыдущих слоях + умение всем этим апеллировать.
Мысли, чувства, ощущения, навыки, смыслы, самоидентичность – это слаженный динамичный механизм.
Можно оставаться на уровне характера, а можно стать НАД ним – личностью.
Саморегуляция, адаптивность, гибкость, умение владеть собой, умение считывать других и не пытаться их изменить.
Задать вопрос в ТГ